На мастер-классе приготовим три разных зелья, в основу которых легли незамысловаты химические реакции. Данный мастер-класс подойдет для родителей и детей от 6 лет, заинтересованных в изучении новых границ науку. Ведь химия, в своем роде, - это тоже магия
Для кого этот мастер-класс?
Мастер-класс предназначен для детей (от 6 лет), под присмотром родителей, для проведения дополнительных ознакомительных уроков по химии для школьников разных классов в химическом кабинете или лаборатории
Для работы над мастер-классом понадобится:
Цилиндр 100 мл (1шт) – для точного измерения объема
Пестик со ступкой (1 шт) – для измельчения твёрдых объектов
Термостойкий химический стакан 250 мл (1 шт) – проведения реакции и нагревания
Химический стакан 25 мл (2 шт) – для проведения реакций
Химическая плоскодонная колба 250 мл (2 шт) – для проведения реакций
Ложка одноразовая/пластиковая (12 шт) – для приготовления растворов
Пипетка (1 шт) – для переливания жидкостей в малом объеме
Плита (1 шт) – для проведения нагревания. Что бы нагревать вещества, нужно сначала немного прогреть стекло колбы/стакана. Для этого нужно 10/15 минут подержать колбы/стаканы над плитой (около 10 см), в ином случае колба/стакан может треснуть
Весы (1 шт) – для точного измерения массы веществ. Что бы взвесить вещество, нужно проверить ровно ли стоят весы с помощью воздушного пузырька, он должен входить в контур. На весы нужны поставить тару, нажать обнуление (чаще всего эта кнопка выделена другим цветом). Не снимая тары с весов, начинаем взвешивание
Химические реактивы
Сахар (3 ложки);
Гидроксид натрия/калия – NaOH, KOH (2 гр);
Перманганат калия – KMnO4 (1 гр);
Зелёный лист – 2/3 шт;
Жидкое мыло – 5 мл;
Фенолфталеин – 5 капель
Тимолфталеин – 5 капель
Метиловый оранжевый – 5 капель
Йодид калия – KI (1 гр);
Йод – 5 капель;
Крахмал – пол-ложки;
Нитрат свинца – Pb(NO3)3 (1 гр).
Перчатки – для зашиты рук (на каждого человека одна пара)
Халат/фартук – для защиты вашего тела (на каждого человека один комплект)
Полезные материалы (ссылки и ресурсы):
Здесь располагается электронный учебник по Зельварению
Приступаем к уроку по Зельеварению
Приготовления каждого зелья занимает около 20 минут
«Зелье переменчивого настроения»
1
Необходимо подготовить: Ступку с пестиком, цилиндр, плиту, весы, ложку (3шт), колбу химическую (1 шт), стакан 250мл, химический стакан 25 мл (2 шт), гидроксид натрия/калия, перманганат натрия, сахар, воду
1. Возьмем ступку с пестиком, поместим в ступку 3 ложки сахара, разотрем его. Должна получиться консистенция без крупных комков. Перемешаем перемолотый сахар в первую пустую химическую колбу. 2. Отмерим с помощью цилиндра 150 мл воды (два раза по 100 и 50 мл) и переместим в термостойкий стакан. 3. Ставим плиту на нагрев (показатель 100℃). Ставим стакан на нагрев (перед этим сначала немного прогреем дно стакана во избежание сколов). Нагреваем до появления первых пузырников. 4. Параллельно взвешиваем с помощью электрических весов 1 гр гидроксида калия/натрия. Для этого воспользуемся ложкой и второй пустой химической колбой (туда помещают возвещённое вещество). 5. Берем цилиндр и отмеряем 50 мл холодной воды, заливаем колбу с взвешенным веществом. Растворяем - перемешиваем, держась за горлышко колбы, мысленно очерчивая дном колбы окружность. 6. Готовый раствор переливаем в первую колбу с сахаром и перемешиваем до максимального растворения сахара в растворе. 7. Берем стакан с горячей водой с помощью полотенца. Добавляем шепотку перманганата калия в стакан. Перемешиваем с помощью ложки. 8. На финишной прямой к нашему зелью! Ставим колбу с раствором, подготавливаем стакан с перманганатом калия. Резком движениям выливаем 1/3 стакана в колбу. Наблюдаем изменение цвета. Повторяем ещё раз, до тех пор, пока не закончиться раствор. 9. В процессе данного зелья происходит и изменение цвета фиолетовый-зеленый-желтый-оранжевый-красный-коричневый. Такой переход связан с изменением формы марганца. 10. Можно сполоснуть всю посуду и убрать рабочие место или приступить к следующему зелью.
«Зелье древесного листа»
2
Необходимо подготовить: Ступку с пестиком, цилиндр, весы, ложку (4 шт), колбу химическую (1 шт), стакан 250мл, зеленый лист, гидроксид натрия/калия, жидкое мыло, фенолфталеин, тимолфталеин, метиловый оранжевый, воду
1. Возьмем ступку с пестиком, поместим в ступку несколько зеленых листов, разотрем его. Должна получиться консистенция с небольшим выделением жидкости. Перемешаем консистенцию в термостойкий химический стакан на 250 мл. 2. Отмерим с помощью цилиндра 100 мл воды и переместим в термостойкий стакан к перемолотым листьям. 3. В химически термостойкий стакан добавляем несколько капель жидкого мыла, перемешиваем с помощью ложки до появления пены. 4. Ставим плиту на нагрев (показатель 100℃). Ставим стакан на нагрев (перед этим сначала немного прогреем дно стакана во избежание сколов). Нагреваем до появления первых пузырников. 5. Параллельно взвешиваем с помощью электрических весов 1 гр гидроксида калия/натрия. Для этого воспользуемся ложкой и первой пустой химической колбой (туда помещают возвещённое вещество). 6. Берем цилиндр и отмеряем 40 мл холодной воды, заливаем колбу с взвешенным веществом. Растворяем - перемешиваем, держась за горлышко колбы, мысленно очерчивая дном колбы окружность. 7. Берем стакан с горячей водой с помощью полотенца. Добавляем туда 40 мл ранее приготовленного раствора. Перемешиваем с помощью чистой ложки. 8. Возьмем два маленьких стакана на 25 мл. Нальем готовый раствор в два стакана на 15 мл в каждый. 9.На финишной прямой к нашему зелью! Ставим 2 маленьких химических стакана и большой с основным раствором. · В первый стакан с бесцветным раствором добавляем 5 капель бесцветного раствора тимолфталеина, наблюдаем изменение цвета. · Во второй стакан с бесцветным раствором добавляем 5 капель бесцветного раствора фенолфталеина, наблюдаем изменение цвета. · В основной стакан добавляем 10 капель метилового оранжевого. Наблюдаем изменение цвета. 10. Можем смешать все растворы в большим химическом стакане, наблюдаем изменение цвета. Все изменения цветом связаны с понятием индикаторов в разных кислотно-основных средах. 11. Можно сполоснуть всю посуду и убрать рабочие место или приступить к следующему зелью.
1. С помощью электрических весов взвешиваем 1 гр йодида калия. Для этого воспользуемся ложкой и первой пустой химической колбой (туда помещают возвещённое вещество). 2. Отмерим с помощью цилиндра 100 мл воды и переместим в первую химическую колбу и перемешиваем до полного растворения вещества, держась за горлышко колбы, мысленно очерчивая дном колбы окружность. 3. Берем пол-ложки крахмала и добавляем к раствору в первую колбу, перемешиваем. 4. С помощью электрических весов взвешиваем 1 гр нитрата свинца. Для этого воспользуемся ложкой и второй пустой химической колбой (туда помещают возвещённое вещество). 5. Отмерим с помощью цилиндра 100 мл воды и переместим во вторую химическую колбу и перемешиваем до полного растворения вещества, держась за горлышко колбы, мысленно очерчивая дном колбы окружность. 6. Возьмем большой химический стакан (250 мл), перельем туда 50 мл первого раствора. 7. На финишной прямой к нашему зелью! Одновременно: В химический стакан с первым раствором добавляем полностью второй раствор из второй колбы, наблюдаем изменение цвета. В первую колбу с первым раствором добавляем несколько капель йода, наблюдаем изменение цвета. 8. Изменение цвета связано с качественными реакциями на свинец – желтая окраска, и на крахмал черная/темно-синяя окраска. Можно сполоснуть всю посуду и убрать рабочие место
Не удалять! Скругляет углы у галереи
Вы получили 3 зелья: 1. «Зелье переменчивого настроения». В процессе данного зелья происходит и изменение цвета фиолетовый-зеленый-желтый-оранжевый-красный-коричневый. Такой переход связан с изменением формы марганца. 2. «Зелье древесного листа». Все изменения цветом связаны с понятием индикаторов в разных кислотно-основных средах. 3. «Зелье Инь и Янь». Изменение цвета связано с качественными реакциями на свинец – желтая окраска, и на крахмал черная/темно-синяя окраска
Вопросы для обсуждения:
Давай вспомним правила техники безопасности при работе с химической посудой и реактивами?
Может ли одно и тоже вещество в разных формах иметь разные цвета? Приведи пример
Почему для точного измерения объема мы используем цилиндр, а не засечки на химической колбе/стакане?
Почему индикатор меняет цвета? C чем это связано?
Назови самую популярную качественную реакцию на крахмал? Где её можно применить?