учимся создавать эффект «дождя» в программе Blender 3D
Профессия «Художник- мультипликатор: создаем Эффекты»:
Мастер-класс
Профессия: Художник- мультипликатор: создаем эффекты
Сферы деятельности
Разработка эффектов, например, симуляция жидкости, анимация физики ткани, рассеивание света, динамическое рисование – дождь
Используемые технологии
Существует множество программных средств для создания эффектов, каждое из которых обладает своими особенностями и возможностями, например, Adobe Photoshop, Illustrator, Procreate, Cinema 4D, 3Ds Max, Blender
Необходимые навыки

  • Цветовая теория
  • Знание программного обеспечения
  • Внимание к деталям
  • Знание стилей анимации
  • Технические навыки
  • Рисование и живопись
Продуктовые результаты
Художник- мультипликатор отвечает за создание фонов, эффектов и окружения, в которых разворачивается действие анимации. Его работа включает разработку концепций, создание эскизов и концептуальных изображений, которые задают стиль и атмосферу. Рисование детализированных эффектов, которые могут включать дождь, воду, снег, салюты и фейерверки, соответствующие сюжету, а также определение цветовой схемы, чтобы эффект гармонировал с персонажами и общим настроением сцены
Где учиться
ГИТР Институт кино и телевидения
СПбГИКиТ
СПбГХПА

Где работать
В зависимости от области своих интересов и работы, художник-мультипликатор может реализовать себя в разных профессиях. Аниматор занимается созданием и проработкой движения персонажей, визуальных эффектов и отдельных сцен. Концепт-художник создает концепт-арт, визуализируя идеи и концепции для анимационных проектов. Художник-мультипликатор, работающий с эффектами, занимается созданием визуальных элементов, которые придают динамичность и выразительность анимации.
О чём мероприятие?
Представьте себя в роли художника мультипликации. Ваша работа — это не просто рисование эффектов, а создание целых миров, которые оживляют анимацию и делают её захватывающей. На этом мастер-классе вы погрузитесь в увлекательный процесс создания эффекта «дождь» с помощью программы Blender 3D, которая открывает безграничные возможности для творчества.
Для кого мероприятие?
Этот мастер-класс предназначен для всех, кто увлекается искусством и анимацией, а также желает развить свои навыки в создании эффектов для мультфильмов. Он будет полезен как для начинающих художников, которые только начинают свой путь в мире 3D-графики, так и для более опытных специалистов, стремящихся улучшить свои знания и освоить новые техники в Blender 3D. Участники смогут узнать о современных подходах к созданию эффектов, получить практические навыки работы с текстурами и освещением, а также вдохновиться идеями для своих будущих проектов.
Для работы вам понадобится:
Ноутбук
Ноутбук для работы с программой S4A. Например, ASUS TUF Gaming F15
Полезные материалы:
Ход работы:
Первым делом откроем программу Blender 3D

Откроется следующее окно

В открывшемся окне необходимо удалить куб, с помощью клавиши Delete на клавиатуре. Выделим куб и удалим его.

Разместим две плоскости на сцене. Верхняя плоскость будет представлять из себя тучу, а нижняя плоскость - гладь воды. Для этого нажмем кнопку Добавить – Меш – Плоскость. Проделаем данную манипуляцию два раза, для того чтобы на сцене оказались две плоскости.

Дождь — это падающие капли, которые лучше всего создать из Икосферы. Для этого нажмем кнопку Добавить – Меш – Икосфера. На сцене появится объект Икосфера

Необходимо редактировать Икосферу и сделать из неё каплю. Выделим Икосферу и перейдём в режим редактирования. Нажмем на кнопку Пропорциональное редактирование и выберем тип спада Острый. Далее нажмём функцию Переместить и вытянем верхнюю вершину вверх, для того чтобы получилась капля.

Выделим верхнюю плоскость и перейдем на панель Настройки частиц. Нажмем на плюс, чтобы добавить слот систему частиц

Ниже откроем вкладку Рендеринг и вместо Гало укажем Объект. А в качестве объекта экземпляра выберем каплю, для этого нажмем на пипетку и наведем её на Икосферу т.е. каплю, щёлкнем по ней

Выделим верхнюю плоскость и перейдём на панель Настройки физики. Нажмем на иконку Динамическое рисование, выберем тип объекта Brush. Кликнем по иконке Добавить кисть появится меню с настройками. В качестве источника выберем Систему частиц и установим Эффект четкого радиуса 0.200

Теперь выделим нижнюю плоскость и перейдём на панель Настройки физики. Нажмем на иконку Динамическое рисование, выберем тип объекта Холст. Кликнем по иконке Добавить холст появится меню с настройками. В качестве типа поверхности выберем Волны

Выделим верхнюю плоскость и перейдем в Режим редактирования. Нажмем правой кнопкой мыши и во всплывающем окне выберем функцию Подразделить. Внизу слева на панели развернём иконку Подразделить и изменим Количество разрезов на 80

Вернемся в Режим объекты и выделим нижнюю плоскость. Щелкнем правой кнопкой мыши и выберем Гладкое затенение.

Перейдем в Режим рендера и откроем панель Настройки мира

Найдём Цвет и рядом с ним желтый кружок. Нажмем на него и выберем текстуру Окружающей среды.

Теперь выделим нижнюю плоскость и в качестве Цвета выберем Глянцевый BSDF

Перейдем на панель Настройки рендера и откроем вкладку Плёнка. Поставим галочку напротив пункта С прозрачностью

Нажмем сочетание клавиш Ctrl + Alt + O на клавиатуре, чтобы привязать камеру

Далее выделим камеру и перейдем на панель Настройки данных объекта. Увеличим Фокусное расстояние для крупного ракурса до 80. Чтобы создать некое размытие по краям, активируем Глубину резкости

На панели Настройки рендера во вкладке Управление цветом изменим вид на High Contrast

Перейдем в рабочее пространство Композитинг и нажмем на галочку рядом с пунктом Использовать ноды

Далее добавим все нужные нам Ноды: Альфа-наложение, изображение, масштаб, размытие, композит, смешать цвета.

Расположим их как показано на картинке. И во вкладке Масштаб изменим Относительно на Размер рендера

Далее выберем любую фоновую картинку воды для нижней плоскости и капель дождя

Выделим нижнюю плоскость, перейдем во вкладку Материал и в качестве Основного цвета установим выбранную картинку. Тоже самое проделаем для капель дождя

Перейдем в Режим рендера, для того чтобы сделать анимацию эффекта дождя.

Выделим капли дождя, и с помощью курсора мыши вытянем временную шкалу

Нажмем на клавишу I и фиксируем капли по координатам положения. На временной шкале появится жёлтый ромбик – это ключевой кадр. Зажав левую кнопку мыши, уведём бегунок в любую другую часть шкалы и нажмем на клавишу I для фиксации кадра. Получится отрезок временной шкалы как на картинке

Перейдем на панель Output и в формате файла выберем FFmpeg Video.

Перейдем во вкладку Рендеринг и нажмем функцию Рендеринг анимации, с помощью которой будет создаваться видео итоговой работы, на котором капли дождя будут падать на гладь воды

Так работа будет выглядеть в программе. Также по ссылке ниже вы можете посмотреть видео-анимацию итоговой работы

Итоговый продукт
В ходе мастер-класса мы создали эффект в виде дождя для мультипликации, а также освоили практические навыки работы с программой Blender 3D. Также данный эффект вы сможете дорабатывать дальше, подстраивая параметры на тот уровень, который вам необходим. Все зависит от ваших фантазий, ну и конечно же, наработанного навыка моделирования.
Вопросы для обсуждения
  1. Возникали ли сложности при установке ПО?
  2. Какие новые навыки Вы сегодня получили?
  3. Порекомендовали бы вы изучить программы по 3d-моделированию вашим друзьям и знакомым?
  4. Какой другой эффект для мультипликации вы хотели бы создать самостоятельно?
Разработчики