Продукты – это тоже лекарства?

МАСТЕР-КЛАСС
познакомимся с подгруппами фенольных соединений с помощью проведения качественных реакций, характерных для каждого типа фенольных соединений
О чем мастер-класс?
Сегодня вы попробуете познакомиться с подгруппами фенольных соединений с помощью проведения качественных реакций, характерных для каждого типа фенольных соединений



Многие растения, фрукты и овощи обладают полезными свойствами наряду с лекарственными препаратами, которые вы привыкли покупать в аптеках. Они содержат в себе ряд химических соединений, например, фенольные соединения, в состав которых может входить как одно фенольное кольцо, так и несколько



Фенольное кольцо



Фенольные соединения, в свою очередь, делятся на подгруппы, которые отличаются своим действием на организм человека. Сегодня вы попробуете познакомиться с данными подгруппами с помощью проведения качественных реакций, характерных для каждого типа фенольных соединений



А в ознакомлении вам поможет таблица:

Флавоноиды – это тот самый вид фенольных соединений, который будет отвечать за антибактериальный эффект. Такой же, как и у всеми любимых антисептиков для рук! А еще они положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, их часто рекомендуют людям с хроническими сердечными заболеваниями.

Антоцианы – это такие соединения, благодаря которым свекла, черника, вишня, клюква и даже красный лук имеют всем привычную окраску от красно-оранжевых до сине-фиолетовых цветов. Но помимо красящих свойств, они способны улучшать зрение и в целом состояние организма человека.

Дубильные вещества с мягким и сильным действием – это те самые вещества, которые называют «вяжущими», их часто применяют при отравлениях или других проблемах с желудком. Также их используют при лечении воспалительных заболеваний, например, стоматитов, ожогов кожи. Различаться между собой они будут по силе вяжущего действия

Для кого этот мастер-класс?
Этот мастер-класс предназначен для детей и родителей, которые хотят немного ближе познакомиться с полезными свойствами растений. Вы научитесь работать с химической посудой, приобретете навыки проведения качественных реакций, проведете время с пользой, потому что узнаете о полезных свойствах окружающих нас продуктов!
Для работы над мастер-классом понадобится:
Химические пробирки (16 шт на мастер-класс) предназначены для проведения химических реакций в малых объемах
Анализируемые жидкости:
  • Сок граната;
  • Черный чай;
  • Лимонный сок
Глазные пипетки (4 шт) (устройства, используемые для добавления «по каплям» наших реактивов в анализируемые жидкости)
Перчатки
Реактивы:
· 1% раствор железа (III) хлорида (FeCl3);
· 5% спиртовой раствор алюминия (III) хлорида (AlCl3);
· 10% раствор соляной кислоты (HCl);
· 1% раствор железоаммонийных квасцов (NH4Fe(SO4)2)

Указанные реактивы и химическую посуду можно приобрести в магазинах химических реактивов, например, магазин Химмедснаб по адресу ул. Мокрушина, 9 строение 22
Для того, чтобы выполнить мастер-класс, необходимо надеть перчатки

Для эксперимента имеем по 4 пробирки с соком граната, чаем и соком лимона, они будут нашими «анализируемыми жидкостями», и также 4 реактива
1
Акцентные
Начнем эксперимент с первого реактива – хлорида железа (III)(FeCl3).
Вам требуется взять по одной пробирке с каждой анализируемой жидкостью. С помощью чистой глазной пипетки в каждую пробирку требуется добавить по 3 капли хлорида железа (III) (FeCl3). Можно взять пробирки в руки и слегка перемешать, чтобы цвет растворов стал однотонным.
  • Какие окрашивания вы наблюдаете?
  • Сверьтесь с таблицей и найдите названия соединений, которые вы обнаружили, опираясь на приобретенное растворами окрашивание.
  • Каким действием будут\не будут обладать наши соки и чай?
Давайте продолжим: теперь нужно взять второй реактив – соляную кислоту (HCl) и по одной пробирке с нетронутыми анализируемыми жидкостями, с помощью чистой глазной пипетки добавить 5-6 капель реактива, вновь аккуратно перемешать.
  • Какие окрашивания вы наблюдаете?
  • Сверьтесь с таблицей и найдите названия соединений, которые вы обнаружили, опираясь на приобретенное растворами окрашивание.
  • Каким действием будут\не будут обладать наши соки и чай?


Повторите те же действия с двумя оставшимися реактивами – алюминия хлоридом (III) (AlCl3) и железоаммонийными квасцами (NH4Fe(SO4)2).
Важно для каждого реактива брать чистую глазную пипетку!



Давайте сравним полученные вами окрашивания с лабораторными!
Пробирки с растворами, полученными в лаборатории, показаны на фото:

2
Реактив первый – хлорид железа (III) (FeCl3)



Реактив второй – соляная кислота (HCl)




Реактив третий – алюминия (III) хлорид (AlCl3)





Реактив четвертый – железоаммонийные квасцы (NH4Fe(SO4)2)






Не удалять! Скругляет углы у галереи
Теперь вы можете понять, обладают ли полученные после проведения реакций растворы теми свойствами, которые характерны для каждого типа соединений и приведены в таблице выше. Если есть совпадение по цвету, то да, обладают. Если же есть отличия в окрашивании, то либо допущена ошибка в проведении реакции (например, взято больше реактива), либо раствор не обладает нужным свойством
Вопросы для обсуждения:
Какими свойствами будут обладать сок граната, сок лимона и чай?

При каких нарушениях в организме можно будет употреблять в пищу эти продукты?

Будете ли вы использовать полученные знания в жизни?

Контакты
Методист:
Костюченко Тамара Георгиевна
https://vk.com/id249141719