Я следователь уголовного розыска «Давай составим «Фоторобот»

МАСТЕР-КЛАСС
В рамках данного мастер класса мы постараемся это выяснить и составить фоторобот условного подозреваемого

О чем мастер-класс?
Наверняка вы хоть раз в жизни обращали внимание на объявления «Внимание разыскивается» и вам было интересно, а действительно ли черно-белый фоторобот соответствует внешности реального преступника. В рамках данного мастер класса мы постараемся это выяснить и составить фоторобот условного подозреваемого






Для кого этот мастер-класс?
Этот мастер-класс предназначен для родителей и детей, которые любят проводить время вместе за веселыми познавательными играми, развивающими память, внимательность, воображение. Играми, которые учат правильно формулировать свои мысли



Для работы над мастер-классом понадобится:
  • Фото подозреваемого, хорошо знакомого человека, который не будет присутствовать во время проведения мастер-класса;
  • Листок бумаги и ручка;
  • Компьютер, с выходом в интернет



Полезные материалы (ссылки и ресурсы):
Сайт для составления фоторобота
Итак, начнем расследование!






Придумываем легенду:
Для пущего интереса вы можете придумать легенду вашего расследования. Например, в квартире или в школе пропала какая-то вещь, и все подозревают в пропаже определенного человека. Родитель и ребенок могут распределить обязанности: один будет свидетелем, другой следователем. Все участники мастер-класса должны договориться кто будет «подозреваемым», и безусловно хорошо знать в лицо этот человека. Но внимание: сам подозреваемый не должен участвовать в данном мастер-классе! Ребенку (или взрослому) нужно будет по памяти восстановит его черты лица

1
Проводим допрос:
Для того что бы более четко восстановить образ «подозреваемого» в сознании, следователю нужно правильно опросить свидетеля, для того что бы для начала составить словесный фоторобот или ориентировку на поиск «подозреваемого». Словесный фоторобот затрагивает намного больше характерных черт человека, нежели обычный черно-белый фоторобот. Ниже приведены несколько основных правил составления ориентировок. Вот несколько подсказок и порядок описания признаков «подозреваемого»


2
I. Пол:
II. Возраст 35-45 (Дети как правило не умеют определять возраст у взрослых, спросите сколько, например, вам лет)
III. Национальность (тип лица)
Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица
IV. Анатомические признаки


3
Фигура в целом:
Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)
Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)
Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный



IV.1
Голова в целом: размер — малая, средняя, большая



IV.2
Череп: низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный



IV.3
Затылок: скошенный, выступающий, вертикальный



IV.4
Волосы:
а) по густоте — густые, средние, редкие;
б) по длине — короткие, средние, длинные;
в) форма — прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;
г) цвет — светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;
д) линия роста волос — дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;
е) характер прически — стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;
ж) лысины: отсутствует лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины



IV.5
Лицо в целом:
а) пропорции — узкое, среднее, широкое;
б) по форме — овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;
в) контур в профиль — прямое, выпуклое, вогнутое;
г) по полноте — худое, худощавое, ср. полноты, полное;
д) кожа лица — гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;
е) морщины — лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения)




IV.6
Лоб:
а) размер по ширине — узкий, средний, широкий;
б) по высоте — низкий, средний, высокий;
в) контур лба — прямой, выпуклый, волнистый




IV.7
Брови:
а) по размеру — короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;
б) по густоте — нормальные, густые, редкие;
в) по форме — прямые, дугообразные, извилистые;
г) по положению — низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые




IV.8
Глаза:
а) по размеру — малые, средние, большие;
б) по форме — щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;
в) по цвету — темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;
г) по положению — горизонтальные, косовнутренние, косона-ружные;
д) взаиморасположение — сближенные, раздвинутые




IV.9
Нос:
а) по размеру — высокий, средний, низкий, узкий, широкий;
б) степень выступания — малая, средняя, большая;
г) размер спинки носа — узкая, средняя, широкая;
д) контур спинки — прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;
е) ширина кончика — узкий, средний, широкий;
ж) кончик носа по форме — острый, закругленный, тупой;
з) основание носа по положению — приподнятое, горизонтальное, опущенное




IV.10
Рот:
а) по размеру — малый, средний, большой;
б) контур линии смыкания губ — прямая, волнистая, ломанная;
в) положения углов рта — опущенные, горизонтальные, приподнятые




IV.11
Губы:
а) по толщине — тонкие, средние, толстые;
б) по выступанию — верхнее, нижнее, общее и вытянутость;
в) цвет (тон) — яркие, бледные




IV.12
Зубы:
а) по размеру — мелкие, средние, крупные;
б) по положению — редкие, частые (расстояние между зубами);
в) по форме наружной поверхности — плоские, выпуклые




IV.13
Подбородок:
а) по высоте — низкий, средний, высокий;
б) по ширине — узкий, средний, широкий;
в) по форме — прямоугольный, трехугольный, закругленный;
г) по положению — скошенный, выступающий, вертикальный




IV.14
Ухо:
а) по размеру — малое, среднее, большое;
б) по форме — круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;
в) по положению — вертикальное, скошенное;
г) оттопыренность — общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;
д) размер завитка — короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;
е) противозавиток по форме — плоский, выпуклый;
ж) козелок по размеру — малый, средний, большой, по контуру — прямой, выпуклый, вогнутый




IV.15
Шея: короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая




IV.16
Плечи: узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные




IV.17
Спина: узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая




IV.18
Грудь: узкая, средняя, впалая, выступающая




IV.19
Руки: короткие, средние, тонкие, средние, толстые




IV.20
Ноги:
а) по размеру — короткие, средние, длинные, тонкие, толстые;
б) по форме — прямые, О-образные, Х-образные




IV.20
Есть еще есть признаки, которые в фотороботе не задействованы, но они помогут при розыскных работах. В общих чертах проговорить с детьми







V. Функциональные признаки



Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая



V.1
Походка: быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку)



V.2
Жестикуляция: движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками



V.3
Мимика и взгляд — это характерные движения мышц лица. При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону



V.4
Голос по тембру: высокий, средний, низкий, громкий, тихий, чистый, звонкий, глухой, хриплый



V.5
Речь: медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание)



V.6
Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п



V.7
К группе привычек необходимо отнести и различные навыки — умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать







Составление ориентировки:
Все результаты допроса нужно кратко сформулировать в ориентировку и записать на листочке. Примеры описания «подозреваемого» по методу словесного портрета:
О Р И Е Н Т И Р О В К А
разыскивается русский мужчина, 35-45 лет, лицо европейского типа, высокого роста, среднего телосложения, волосы короткие, прямые, светло-русые, лицо прямоугольное, худощавое, лоб прямой, брови средней густоты, прямые, глаза щелевидные, губы средние, треугольный подбородок. Был одет в голубую рубашку, с элементами формы охранника.

Ориентировку следует вывести на экран, что бы дети при работе могли на нее опираться.



3
Составление ориентировки: Составление фоторобота на электронном ресурсе



4
Откройте страницу фоторобота. Перед вами появится редактор с белым фоном. Справа находятся элементы управления: перенос, увеличение/уменьшение, отзеркаливание, удаление, создание случайной генерации. Ниже расположены шаблоны для фоторобота. Еще ниже находится подробная инструкция по работе с редактором


4.1
Если хотите, то можете сразу сгенерировать случайный фоторобот, нажав по иконке в виде игрального кубика. Иногда это бывает быстрее, чем делать портрет человека с нуля. Генерировать можно неограниченное количество вариаций. Полученный портрет полностью доступен для редактирования


4.2
Если решили создать фоторобот с нуля, то в нижней части выберите элемент, который хотите разместить. Укажите его положение и размер на холсте. Для этого используйте кнопки плюса и минуса


4.3
Чтобы переключиться между шаблонами, используйте стрелки, отмеченные на скриншоте


4.4
По аналогии расставьте другие части лица


4.5
Чтобы отредактировать уже сделанную часть лица, нажмите по ее изображению в нижней панели. После этого вы сможете ее двигать на холсте, менять размер, шаблон или вовсе удалить


4.6
Закончив работу над портретом, нажмите по кнопке в виде дискеты.






У вас откроется “Проводник”, где нужно будет выбрать папку для сохранения фоторобота на компьютер. Обратите внимание, что изображение сохраняется только в JPG-формате

Итоговый результат
Не удалять! Скругляет углы у галереи
Сохранить фоторобот можно к себе на компьютер. На стороне сервиса ничего не сохраняется, поэтому вернуться к работе над портретом спустя время не получится.
После того как фоторобот составлен, сравните его с реальным фото «подозреваемого». В конце мастер-класса стоит озвучить следующее: «Информатор ошибся, и данный человек не имеет отношения к преступлению!»


Вопросы для обсуждения:
Обсудите в семье в каких случаях в реальной жизни вам могут помочь полученные навыки?

Появилось ли желание стать следователем?

Почему, на ваш взгляд, полученный фоторобот отличается от реального человека?

Чему вы научились из данного мастер-класса?

Попробуйте описать друг друга и других членов семьи по методу словесного фоторобота?

Контакты
Методист:
Костюченко Тамара Георгиевна
https://vk.com/id249141719