Игра: от "Ну, погоди!" до цифровой электроники"

создаем игру на скорость реакции
Вернуться на главную?
мастер-класс
Опыт прошлого
События
1984 год: В СССР выпущена первая электронная игра "Ну, погоди!" под названием "Электроника ИМ-02"
Из исторического архива
Полезные ссылки:
История консолей Nintendo История советских портативных консолей Разработка игр серии Электроника
Фотографии портативной консоли Nintendo и Электроника ИМ-2 :
Вызовы настоящего
Технологии
  • Микроконтроллер Arduino UNO -  плата, которая является «посредником» между пользователем и микроконтроллером, позволяя удобно цепляться к его ножкам и загружать в него прошивку прямо из среды программирования.
  • Программирование — современные языки и среды разработки позволяют создавать интерактивные игры и приложения, управлять электроникой в реальном времени и быстро воплощать идеи в работающие прототипы.
О чём мероприятие?
Представьте себе, как из простых кнопок, светодиодов и микросхем рождается игра — та самая, в которую вы играли в детстве. А теперь представьте, что вы сами можете собрать такую игру своими руками, понять, как она «думает», и даже создать свою собственную версию!
Мероприятие «Игра: от "Ну, погоди!" до цифровой электроники» предлагает вам увлекательное путешествие от первых советских портативных игровых устройств — таких как «Электроника ИМ-02» — к современным платформам вроде Arduino, на которых за считанные минуты можно собрать и запрограммировать интерактивную игру.

Для кого образовательное мероприятие?
Вы — любите разбирать гаджеты и узнавать, как они устроены? Или, может быть, вы педагог, стремящийся вдохновить своих учеников на изучение технологий через игру и эксперимент? Тогда это мероприятие — для вас!
На мастер-классе «Игра: от "Ну, погоди!" до цифровой электроники» вы получите уникальную возможность соединить ностальгию по первым игровым приставкам с современными цифровыми технологиями. Мы покажем, как с помощью простой платы Arduino собрать свою мини-игру, написать для неё код и заставить светодиоды «оживать» по вашей задумке.
Узнайте, как инженеры прошлого создавали игры без интернета и смартфонов — и как сегодня каждый школьник может стать создателем технологий. Вы не просто поиграете — вы соберёте игру своими руками и поймёте, как она «думает».

Для работы вам понадобится:
  • Ноутбук - 1 шт.
  • Микроконтроллер Arduino Uno - 1 шт.
  • Макетная плата - 1 шт.
  • Кабель с разъемом USB Type A – USB Type B - 1 шт.
  • Тактовые кнопки DIP- 3 шт.
  • Резистор 1 кОм - 6 шт.
  • Светодиод - 3 шт.
  • Провода папа-папа - 15 шт.
Полезные материалы:
Сценарий мероприятия Что такое макетная плата
Ход работы:
1. Сборка схемы
Подготовьте макетную плату. Подключите провода как показано на схеме. К длинной дорожке обозначенной красным - 5V от ардуино, к длинной синей дорожке - GND -от английского

Граунд - это земля или нулевой потенциал.
Поставьте светодиоды на макетную плату. Обратите внимание, что у светодиода есть 2 неодинаковых ножки: длинная - это +, короткая - минус.  На схеме длинная ножка обозначается немного изогнутой, очень внимательно следите за этим при сборке. Длинную ножку мы ведем к 4, 5 и 6 пину на микроконтроллере первого второго и третьего светодиода соответственное, а к короткой мы подводим одну из ножек резистора. Вторую ножку через провод подключаем к минусу на макетной плате.
Далее подключите кнопки, как показано на схеме. Кнопку разместите посередине на макетной плате. Нижний левый контакт мы подключаем к аналоговому пину на ардуино (А0, А1, А2 для первой, второй и третьей кнопки соответственно). Верхний левый контакт мы подключаем к минусу на макетной плате посредством резистора. И правый верхний контакт кнопки мы подключаем к через провод к плюсу (длинной красной линии на макетной плате)

2. Программирование устройства
В ПО Arduino IDE настройте порт и плату. Откройте вкладку "инструменты" и выберите в строке "плата" ту плату Ардуино, которая лежит перед вами. Тип вашей платы написан прямо на ней. В строке "порт" выберите нужный порт, чаще всего это самый нижний.
Подключите вашу Arduino к компьютеру через провод USB Type A – USB Type B. Загрузите скетч на плату. На картинке показано, через какую кнопку это сделать.
Итоговый продукт
Путем несложных манипуляций с электронными компонентами и простой настройкой программного обеспечения участники смогли собрать игру на скорость реакции наподобие старой игры “Ну погоди!”.
Каждые 3 секунды загорается один случайный светодиод, когда игрок нажимает на кнопку соответствующую яркому светодиоду он гасится. Такой процесс повторяется 5 раз, в конце игрок может увидеть среднюю скорость своей реакции за 5 итераций.
Вопросы для обсуждения
Запоминание
  1. Назовите основные этапы развития портативных игр.
Авторы
  • Остапенко Александр Витальевич
    Автор
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Ларина Людмила Николаевна
    Продюсер
    Начальник научно-методического отдела
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Костюченко Тамара Георгиевна
    Методист
    Тьютор, методист АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Красовский Александр Владимирович
    Веб-дизайнер
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Остапенко Александр Витальевич
    Автор
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Ларина Людмила Николаевна
    Продюсер
    Начальник научно-методического отдела
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Костюченко Тамара Георгиевна
    Методист
    Тьютор, методист АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Красовский Александр Владимирович
    Веб-дизайнер
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»