Игра: от "Ну, погоди!" до цифровой электроники"

создаем игру на скорость реакции
Вернуться на главную?
мастер-класс
Опыт прошлого
События
1984 год: В СССР выпущена первая электронная игра "Ну, погоди!" под названием "Электроника ИМ-02"
Из исторического архива
Полезные ссылки:
История консолей Nintendo История советских портативных консолей Разработка игр серии Электроника
Фотографии портативной консоли Nintendo и Электроника ИМ-2 :
Вызовы настоящего
Технологии
  • Микроконтроллер Arduino UNO -  плата, которая является «посредником» между пользователем и микроконтроллером, позволяя удобно цепляться к его ножкам и загружать в него прошивку прямо из среды программирования.
  • Программирование — современные языки и среды разработки позволяют создавать интерактивные игры и приложения, управлять электроникой в реальном времени и быстро воплощать идеи в работающие прототипы.
О чём мероприятие?
Представьте себе, как из простых кнопок, светодиодов и микросхем рождается игра — та самая, в которую вы играли в детстве. А теперь представьте, что вы сами можете собрать такую игру своими руками, понять, как она «думает», и даже создать свою собственную версию!
Мероприятие «Игра: от "Ну, погоди!" до цифровой электроники» предлагает вам увлекательное путешествие от первых советских портативных игровых устройств — таких как «Электроника ИМ-02» — к современным платформам вроде Arduino, на которых за считанные минуты можно собрать и запрограммировать интерактивную игру.

Для кого образовательное мероприятие?
Вы — любите разбирать гаджеты и узнавать, как они устроены? Или, может быть, вы педагог, стремящийся вдохновить своих учеников на изучение технологий через игру и эксперимент? Тогда это мероприятие — для вас!
На мастер-классе «Игра: от "Ну, погоди!" до цифровой электроники» вы получите уникальную возможность соединить ностальгию по первым игровым приставкам с современными цифровыми технологиями. Мы покажем, как с помощью простой платы Arduino собрать свою мини-игру, написать для неё код и заставить светодиоды «оживать» по вашей задумке.
Узнайте, как инженеры прошлого создавали игры без интернета и смартфонов — и как сегодня каждый школьник может стать создателем технологий. Вы не просто поиграете — вы соберёте игру своими руками и поймёте, как она «думает».

Для работы вам понадобится:
  • Ноутбук - 1 шт.
  • Микроконтроллер Arduino Uno - 1 шт.
  • Макетная плата - 1 шт.
  • Кабель с разъемом USB Type A – USB Type B - 1 шт.
  • Тактовые кнопки DIP- 3 шт.
  • Резистор 1 кОм - 6 шт.
  • Светодиод - 3 шт.
  • Провода папа-папа - 15 шт.
Полезные материалы:
Этот раздел включает сценарный план проведения мероприятия, а также может включать ссылки на скачивание скриптов, готовое ПО, библиотеки и т.п., сторонние ресурсы с нужными данными, справочники, инструкции, статьи и т.п. (это можно оформить кнопками, например поставить в шаблоне 2-3 штуки)
Сценарий мероприятия
КОМПАС-3Д
Схема сборки планера
Ход работы:
1. Сборка схемы
Подготовьте макетную плату. Подключите провода как показано на схеме. К длинной дорожке обозначенной красным - 5V от ардуино, к длинной синей дорожке - GND -от английского

Граунд - это земля или нулевой потенциал.
Поставьте светодиоды на макетную плату. Обратите внимание, что у светодиода есть 2 неодинаковых ножки: длинная - это +, короткая - минус.  На схеме длинная ножка обозначается немного изогнутой, очень внимательно следите за этим при сборке. Длинную ножку мы ведем к 4, 5 и 6 пину на микроконтроллере первого второго и третьего светодиода соответственное, а к короткой мы подводим одну из ножек резистора. Вторую ножку через провод подключаем к минусу на макетной плате.
Далее подключите кнопки, как показано на схеме. Кнопку разместите посередине на макетной плате. Нижний левый контакт мы подключаем к аналоговому пину на ардуино (А0, А1, А2 для первой, второй и третьей кнопки соответственно). Верхний левый контакт мы подключаем к минусу на макетной плате посредством резистора. И правый верхний контакт кнопки мы подключаем к через провод к плюсу (длинной красной линии на макетной плате)

2. Программирование устройства
В ПО Arduino IDE настройте порт и плату. Откройте вкладку "инструменты" и выберите в строке "плата" ту плату Ардуино, которая лежит перед вами. Тип вашей платы написан прямо на ней. В строке "порт" выберите нужный порт, чаще всего это самый нижний.
Подключите вашу Arduino к компьютеру через провод USB Type A – USB Type B. Загрузите скетч на плату. На картинке показано, через какую кнопку это сделать.
Итоговый продукт
Путем несложных манипуляций с электронными компонентами и простой настройкой программного обеспечения участники смогли собрать игру на скорость реакции на подобии старой игры “Ну погоди!”.
Вопросы для обсуждения
По уровням методологии Блума
Запоминание
  1. Назовите основные этапы развития портативных игр.
Авторы
  • Остапенко Александр Витальевич
    Автор
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Ларина Людмила Николаевна
    Продюсер
    Начальник научно-методического отдела
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Костюченко Тамара Георгиевна
    Методист
    Тьютор, методист АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Красовский Александр Владимирович
    Веб-дизайнер
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Остапенко Александр Витальевич
    Автор
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Ларина Людмила Николаевна
    Продюсер
    Начальник научно-методического отдела
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Костюченко Тамара Георгиевна
    Методист
    Тьютор, методист АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Красовский Александр Владимирович
    Веб-дизайнер
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»