Исследование йогурта от А до Я

МАСТЕР-КЛАСС
А вы когда-нибудь задумывались, что мы знаем о продукте, который есть в каждом холодильнике?
О чем мастер-класс?
Давайте представим утро, одна из важнейших составляющих любого утра - это завтрак. А что вы едите на завтрак: каша, фрукты, а может быть йогурт? Стоп, а вы когда-нибудь задумывались, что мы знаем о продукте, который есть в каждом холодильнике: из каких веществ он состоит, в каких количествах они находятся, а самое главное, полезны ли они для нашего организма. Перемещаемся в химическую лабораторию и становимся настоящими химиками – аналитиками, а более подробную инструкцию по выполнению мастер-класса смотрите в лонгриде. Мастер-класс занимает 70/100 минут
Для кого этот мастер-класс?
Для родителей и детей любого возраста. Особенно интересен будет мастер –класс тем, кто заботиться о своем питании, любит химичить и изучать все новое и неизвестное

Для работы над мастер-классом понадобится:
Йогурт – от 2 шт разных марки, одного стаканчика достаточно (исследуемый образец)
Емкости для проведения экспериментом и ложка – 7 шт. того и того (можно взять одноразовые стаканчики и ложки);
Шприц на 25 мл (можно взять любой объем, но лучше боле 10 мл) без иглы – для точного измерения объема
Йод – 5/10 капель (для проведения эксперимента);

Медный купорос - пол-ложки (для проведения эксперимента)
Ацетон – можно взять вещества, содержавшие ацетон 2/3 мл (для проведения эксперимента)

Хозяйственное мыло – небольшой кусочек (для проведения эксперимента)
Пишущий предмет (ручка/фломастер/карандаш) – для заполнения лабораторного листа
Перчатки – для зашиты рук (на каждого человека одна пара)
Халат/фартук – для защиты вашего тела (на каждого человека один комплект)
Полезные материалы (ссылки и ресурсы):
Здесь располагается лабораторный лист и правила техники безопасности по работе на мастер-классе по химии
Итак, начинаем!


Впереди нам предстоит выполнить 10 шагов, внимательно читай описание, чтобы все сделать правильно и ничего не пропустить. Также не забудь подготовить заранее все необходимо: реактивы, емкости и перчатки. По ссылке в пункте дополнительные материалы есть лабораторный лист, распечатай его для удобства. Поехали!


Шаг 1:
Начнём изучение изучать йогурт с его состава. Присмотрись внимательно
Как ты думаешь, что входит в состав йогурта?
Если подсчитать компоненты, входящих в состав йогуртов, то их число может приближаться к двадцати, но основной компонент йогурта – молоко, следующий необходимый компонент – закваска, большая часть приходится на наполнители – фруктовую, ягодную или зерновую добавку. Йогурты содержат до 30% различных добавок! Казалось бы, что может быть проще: добавить в йогурт фрукты-ягоды, мюсли, мед, перемешать и готово. В домашних условиях – да. Но чтобы получить промышленный продукт стабильного состава и с увеличенным сроком годности, требуются регуляторы кислотности, красители, ароматизаторы, загустители. Именно там и подстерегает опасность любителей йогуртов
Шаг 2:
Подготовьте все необходимое оборудование и реактивы, а также подготовь лабораторный лист и пишущий предмет и отмечай наличие следующих компонентов. Дальше будем проводить экскременты на наличие тех или иных компонентов. В каждом эксперименте будет написано, при наличии того или иного компонента ставим «+» или «–». Заполняем лабораторный лист сверху вниз. Тот йогурт, который покажет наибольшее количество знаков «–» имеет наилучшее качество на данный момент
Шаг 3:
Начнем с органолептических показателей:
Для эксперимента на 1 йогурт необходимо подготовить:1 ложку.
Проверим запах. Приоткроем этикетку и понюхаем йогурт. Если запах неприятных или очень сильно отдает усилителями запаха, или иной «химией», ставим «+» в лабораторный лист. Если запах приятных, слегка сладковатый ставим «–» в лабораторный лист.
Проверим вкус. Приоткроем этикетку и попробуем йогурт, возьмем маленькую ложку йогурта. Если вкус неприятных или очень сильно отдает усилителями вкуса, или иной «химией», ставим «+» в лабораторный лист. Если вкус приятных, слегка сладковатый ставим «–» в лабораторный лист
Шаг 4:
Приступаем к эксперименту. Качественные реакции на белки.
Для эксперимента на 1 йогурт необходимо подготовить: 3 емкости для проведения эксперимента, 3 ложки, шприц, медный купорос, вода, йогурт, хозяйственное мыло.
Если исследуете более одного йогурта готовьте растворы в количестве йогуртов параллельно:
· Приготавливаем одну емкость для эксперимента с ложкой, накладываем 2 полные маленькие ложки йогурта и добавляем 5 мл (1,5 маленькие ложки) воды. Хорошо перемешиваем до однородной системы.
· Берем второй стаканчик с ложкой добавляем пол-ложки медного купороса/сульфата меди (II) CuSO4 и добавляем 10-20 мл (можно использовать шприц) воды, перемешиваем до полного растворения вещества в воде.
· Берем третий стаканчик добавляем несколько маленьких кусочков мыла (также можно натереть на крупной терке и добавить горсть хозяйственного мыла) и добавляем 10/20 мл воды. Перемешиваем чистой ложкой до полного растворения.
К полученной смеси йогурта добавляем половину раствора хозяйственного мыла и половину раствора медного купороса/сульфата меди (II) CuSO4. Перемешиваем.
Фиксируем результат:
· Если наблюдаем голубой цвет, ставим «+» в лабораторный лист. Это значит отсутствие натуральных белков, чаще всего такое можно наблюдать, когда использую заменители молока.
Если наблюдаем фиолетовый цвет, ставим «–» в лабораторный лист. Это значит наличие натуральных белков, это хороший результат для йогурта и кисломолочной продукции
Шаг 5:
Приступаем к следующему эксперименту. Качественные реакции на определение крахмала.
Для эксперимента на 1 йогурт необходимо подготовить: 1 емкость для проведения эксперимента, 1 ложку, йод, йогурт.
Если исследуете более одного йогурта готовьте растворы в количестве йогуртов параллельно:
· Приготавливаем одну емкость для эксперимента с ложкой, накладываем 1 полную маленькую ложку йогурта и добавляем 5/10 капель йода. Хорошо перемешиваем до однородной системы.
Наблюдаем изменение цвета.
Фиксируем результат:
· Если наблюдаем от темно-зеленого до темно-фиолетового, ставим «+» в лабораторный лист. Чем темнее цвет, тем больше крахмала содержится. Это не очень хороший знак, искусственные загустители. Обычно производители при добавлении крахмала экономят на производстве.
Если наблюдаем желто-коричневый цвет, ставим «–» в лабораторный лист. Это значит отсутствие крахмала. Хороший знак для йогурта
Шаг 6:
Доказательство наличия жиров в йогурте.
Для эксперимента на 1 йогурт необходимо подготовить: 1 емкость для проведения эксперимента (лучше использовать прозрачную), 1 ложку, шприц, ацетон.
Если исследуете более одного йогурта готовьте растворы в количестве йогуртов параллельно:
· Приготавливаем одну емкость для эксперимента с ложкой, накладываем 2 полный маленькие ложки йогурта и добавляем 10 мл ацетона с помощь шприца. Хорошо перемешиваем до однородной системы.
Ждем минут 5/10, что бы появилась граница разделы фаз.
Фиксируем результат:
· Если наблюдаем что прозрачно/желтая прослойка занимает более 1/3 от всего раствора, ставим «+» в лабораторный лист. Это говорит о большом содержании жиров в йогурте.
Если наблюдаем что прозрачно/желтая прослойка занимает менее1/3 от всего раствора, ставим в «–» лабораторный лист. Это значит небольшого содержание жиров в йогурте
Шаг 7:
Реакции на углеводы. Определение сахарозы
Для эксперимента на 1 йогурт необходимо подготовить: 4 емкости для проведения эксперимента (лучше использовать прозрачную), 4 ложки, шприц, медный купорос, вода, йогурт, хозяйственное мыло.
Если исследуете более одного йогурта готовьте растворы в количестве йогуртов параллельно:
· Приготавливаем одну емкость для эксперимента с ложкой, накладываем 2 полные маленькие ложки йогурта и добавляем 15/20 мл (1,5 маленькие ложки) воды. Хорошо перемешиваем до однородной системы. Далее берем второй стакан и сливаем только жидкость, без комочков.
· Берем третий стаканчик с ложкой добавляем пол-ложки медного купороса/сульфата меди (II) CuSO4 и добавляем 10-15 мл (можно использовать шприц) воды, перемешиваем до полного растворения вещества в воде.
· Берем четвертый стаканчик добавляем несколько маленьких кусочков мыла (также можно натереть на крупной терке и добавить две горсти хозяйственного мыла) и добавляем 10/15 мл воды. Перемешиваем чистой ложкой до полного растворения.
К отфильтрованной смеси йогурта добавляем полностью раствор хозяйственного мыла и раствор медного купороса/сульфата меди (II) CuSO4. Перемешиваем.
Фиксируем результат:
· Если наблюдаем яркой синий цвет, ставим «+» в лабораторный лист. Это значит наличие сахарозы, её добавляют для усиления вкуса, не всегда это хороший знак.
Если наблюдаем голубой или иной цвет, ставим «–» в лабораторный лист. Это значит наличие натуральных сахаров, это хороший результат для йогурта и кисломолочной продукции
Шаг 8:
Посмотрим на лабораторный лист. Посчитаем количество «+» и «–» для одного йогурта.
· Если количество плюсов преобладает над количеством минусов, то такой йогурт показал не очень хорошие качественные показатели, на данный момент времени в нем преобладают консерванты и других искусственные компоненты над натуральными компонентами.
· Если количество минусов преобладает над количество плюсов, то такой йогурт показал хороший результат в результате химического анализа и готов к употреблению на данный момент времени.
Если количество минусов равно количеству плюсов, то такой йогурт показал средние результаты в ходе исследования, в нем присутствуют как натуральные, так и синтетические компоненты. Такой йогурт готов к употреблению, но не стоит его есть в большом количестве
Полезные факты: что бы выбрать качественный йогурт:
В названии должно быть слово “йогурт”;
Указано КОЕ – обычно 107 КОЕ / г.;
Срок годности – не более 40 дней;
Температура хранения 4±2 ;

Калорийность около 70 ккал (около 300 кДж) на 100 гр.;
Чем меньше компонентов и незнакомых слов, и символов, тем лучше!
Не удалять! Скругляет углы у галереи
1. Познакомились с методами химического анализа кисломолочных продуктов на примере йогурта с помощью разных химических реакций;
2. Изучили ваши любимые йогурты и сделали вывод об их качестве;
3. Научились проводить качественные реакции на содержание тех или иных компонентов;
4. Прикоснулись к миру химии и на час стали настоящими учёными!
Вопросы для обсуждения:
Давай вспомним правила техники безопасности при работе с химической посудой и реактивами?

Что такое органолептические показатели?

Какой нормальный срок годности должен быть у йогурта?

Существует ли полностью натуральный йогурт на прилавках магазина?

Что такое качественные реакции в химическом анализе?

Можно ли применять эти же реакции для исследования других кисломолочных продуктов?


Контакты
Методист:
Костюченко Тамара Георгиевна
https://vk.com/id249141719