Увлекательная химия в домашних условиях

МАСТЕР-КЛАСС
Если вы готовы на час погрузиться в мир химии и почувствовать себя настоящим учёным, тогда этот мастер-класс именно для вас
О чем мастер-класс?
Часто можно услышать фразу, что химия — это очень сложно и не понятно… Но ведь химия – это увлекательный мир, чтобы сделать самые простейшие эксперименты необязательно иметь гору оборудования и различные реактивы, нам могут понадобиться вещи, которые мы используете в обиходе дома. Если вы готовы на час погрузиться в мир химии и почувствовать себя настоящим учёным, тогда этот мастер-класс именно для вас
Для кого этот мастер-класс?
Для родителей и детей любого возраста. Особенно интересен будет мастер –класс тем, кто заинтересован в изучении новых границ наук и хочет прикоснуться к завораживающему миру химии
Для работы над мастер-классом понадобится:
Посуда и иное оборудование
Высокая, узкая емкость (кружка, стакан) около 250 мл, можно больше - 2шт
Ложка столовая (можно использовать пластиковую) – 3 шт
Маленькая ложка (можно использовать пластиковую) – 3 шт
Поднос (таз) или иная поверхность, куда будет вытекать пена
Огнеупорное стекло/подойдет толстое стекло-метал. /тарелка – 1шт
Пинцет металлический – 1шт
Мокрая толстая тряпочка – 1шт
Емкость для приготовления раствора, подойдет глубокая тарелка– 1 шт
Баночка для мыльных пузырей с палочкой – 1 штука
Воронка
Бутылки разной формы (0,5 мл будет достаточно)
Шприц на 25 мл (можно взять любой объем, но лучше боле 10 мл) без иглы – для точного измерения объема
Химические реактивы
  • Cода – 5-7 столовых ложек;
  • Уксус – 100 мл (лучше использовать 6-9 %);
  • Краситель – любого цвета, несколько грамм;
  • Сахар – 3-4 столовых ложки;
  • Моющие средство – 15-20 мл (лучше использовать сильное средство, на примере смеси для мытья ванны-раковин);
  • Сухое горючие – 1 таблетка;
  • Таблетки глюконата кальция – 3/5 шт;
  • Спички – 1 коробок;
  • Глицерин – 10 капель;
  • Моющие средство – 70 мл;
  • Жидкое мыло – 20 мл;
  • 6% перекиси водорода (6% раствор можно приобрести в магазинах косметики и парикмахерских) - 1/2 стакана;
  • Сухих дрожжи – 1 столовая ложка;
  • Кукурузный сироп – 2/3 маленьких ложки;
  • Вода


Средства индивидуальной защиты

Перчатки – для зашиты рук (на каждого человека одна пара)
Халат/фартук – для защиты вашего тела (на каждого человека один комплект)
Защитные очки – для экспериментов с огнем для защиты глаз (на каждого человека один комплект)
Полезные материалы (ссылки и ресурсы):
Здесь располагается правила техники безопасности по работе на мастер-классе по химии
Итак, начинаем!


Впереди нам предстоит выполнить несколько экспериментов, внимательно читай описание, чтобы все сделать правильно и ничего не пропустить. Также не забудь подготовить заранее все необходимо: реактивы, емкости и перчатки. Начинаем погружение в мир химии!


Эксперимент 1:
«Химический взрыв»
Время эксперимента: 15-20 минут.
Оборудование и реактивы необходимые для эксперимента:
· Cода – 5-7 столовых ложек;
· Уксус – 100 мл (лучше использовать 6-9 %);
· Высокая, узкая емкость (кружка, стакан) около 250 мл, можно больше;Вода – 100 мл;
· Ложка столовая (можно использовать пластиковую) – 1 шт;
· Поднос (таз) или иная поверхность, куда будет вытекать пена;
· Средства индивидуальной защиты;
· Шприц – любого объема, лучше 25-30 мл (не обязательно);
Краситель – любого цвета, несколько грамм
Ход эксперимента:
1. Подготовим все необходимо оборудование и реактивы. Ставим поднос, в центр подноса ставим емкость. Наполняем емкость 100 мл воды, для точного измерения воды можно использовать шприц (или мерный стакан). Добавляем пару капель красителя или порошка на кончике ложки, перемешиваем.
2. Заранее подготавливаем емкость с содой, что бы было удобно набирать её ложкой. Отмеряем 100 мл уксуса, также можно использовать шприц, сразу помешаем его в стакан с водой и красителем, перемешиваем.
3. Готовимся к основной части эксперимента! Берем ложку соды с горсткой и резко высыпаем в стакан. Внимание! Стакан ничем закрывать не надо – это не безопасно. После выделения пены, можно добавить еще 2-3 ложки соды.
4. Все растворы можно аккуратно потрогать руками и сполоснуть. Не забудьте проветрить помещение после эксперимента.

Что наблюдаем? Результаты эксперимента:
Обрати внимание на пузырьки на подносе – это углекислый газ. В ходе эксперимента у нас происходит бурное выделение углекислого газа, настолько бурное, что он захватывает с собой жидкость и пытается выбраться из емкости. Поэтому мы и наблюдаем взрыв.

Вопрос для обсуждения:
· А где ты ещё сталкивался с такими пузырьками в свое повседневной жизни?



Эксперимент 2:
«Химический светофор»
Время эксперимента: 15-20 минут.
Оборудование и реактивы необходимые для эксперимента:
· Сахар – 3-4 столовых ложки;
· Моющие средство – 15-20 мл (лучше использовать сильное средство, на примере смеси для мытья ванны-раковин);
· Высокая, узкая емкость (кружка, стакан) около 250 мл, прозрачная – 2 шт (вторую емкость можно взять непрозрачную);
· Вода – 100-150 мл (50 мл нужно тёплой или кипяченной);
· Маленькая ложка (можно использовать пластиковую) – 1 шт;
· Поднос (таз) или иная поверхность, куда будет вытекать пена;
· Средства индивидуальной защиты;
Шприц – любого объема, лучше 25-30 мл (не обязательно)
Ход эксперимента:
1. Подготовим все необходимо оборудование и реактивы. Ставим поднос, в центр подноса ставим емкость. Наполняем емкость 100 мл воды, 50 мл воды ставим на кипение.
2. Отмеряем 15-20 мл моющего средства, можно использовать шприц, добавляем в холодную воду, перемешиваем до появления пены. Добавляем на краю ложечки марганцовку, что бы раствор стал насыщенным розовым, не темно-розовым (может даже ближе к черному), если получился такой раствор нужно переделать!
3. Берем вторую емкость, наливаем кипяток. Если сосуд стеклянный, помещаем внутрь металлических предмет, что бы стакан не треснул. Добавляем ложки сахара. Перемешиваем до полного растворения.
4. Приступаем к эксперименту. Берем емкость с прозрачным раствором с сахаром. И резко добавляем 1/3 часть раствора с марганцовкой. Наблюдаем изменение цвета. Эксперимент можно повторить, добавив также 1\3 часть еще раз. Ну и в третий раз.

Что наблюдаем? Результаты эксперимента:
Почему происходит изменение цвета? Мы создали определённую среду с помощью моющего средства и сахара, при нахождении марганца в этой среде он переходит в разные формы, а каждая новая форма имеет новый цвет. В итоге мы увидели переход: фиолетовый-зелёный-желтый-оранжевый-красный-коричневый

Вопрос для обсуждения:
· Что бы стеклянный стакан не треснул, мы помещаем металлический предмет, чаще всего ложку, почему?


Эксперимент 3:
«Фараоновые змеи»
Время эксперимента: 10-15 минут.
Оборудование и реактивы необходимые для эксперимента:
· Огнеупорное стекло/подойдет толстое стекло/тарелка – 1шт;
· Сухое горючие – 1 таблетка;
· Пинцет металлический – 1шт;
· Мокрая толстая тряпочка – 1шт;
· Таблетки глюконата кальция – 3/5 шт;
· Спички – 1 коробок;
Средства индивидуальной защиты (лучше использовать защитные очки)
Ход эксперимента:
1. Внимание! Обращаем особое внимание правилам техники безопасности при работе с огнем, нельзя работать в перчатках, но нужно использовать защитные очки. Всегда должна быть на готове плотная мокрая тряпочка. На таблетку сухого горючего нельзя дуть, она может разлететься на мелкие частички, тушим только мокрой тряпочкой.
2. Подготавливаем огнеупорное стекло, в середину кладем таблетку сухого горючего, поджигаем с помощью спичек, ждём пока она разориться.
3. С помощью пинцета на центр кладем 3/5 таблеток глюконата кальция. Не трогаем, наблюдаем за реакцией. Можно включить фантазией посмотреть внимательно эксперимент, с чем он у вас ассоциируется?
4. Что бы потушить таблетку, с помощью пинцета отодвигаем наши «щупальца» кальция и накрываем таблетку плотной, мокрой тряпочкой. Не забудьте проветрить помещение после эксперимента.

Что наблюдаем? Результаты эксперимента:
Под действием температуры одна форма кальция переходим в другую, параллельно увеличивая свой объем в более чем 100/150 раз. После того, как система остынет, можно потрогать «змею». Тем самым можно заметить, что образуется пепел.

Вопрос для обсуждения:
· Почему горит огонь? Обоснуй!



Эксперимент 4:
«Хрустальный мыльный пузырь»
Время эксперимента: 10-15 минут.
· Глицерин – 10 капель;
· Моющие средство – 50 мл;
· Жидкое мыло – 20 мл;
· Кукурузный сироп – 2/3 маленьких ложки;
· Емкость для приготовления раствора, подойдет глубокая тарелка– 1 шт;
· Вода – 5-10 мл;
· Баночка для мыльных пузырей с палочкой – 1 штука;
· Маленькая ложка (можно использовать пластиковую) – 1 шт;
· Шприц – любого объема, лучше 25-30 мл (не обязательно);
Поднос\дошечка или иная плоская поверхность
Ход эксперимента:
1. Подготовим все необходимо оборудование и реактивы. Первым делом приготовим мыльный раствор для наших пузырей, возьмем моющие средство, жидкое мыло, воду смешаем до однородной массы, добавляем глицерин и кукурузный сироп, перемешиваем. Переливаем готовый раствор в баночку для пузырей.
2. Для получения хрустальны пузырей нам нужна отрицательная температура, для этого можно открыть окно или выйти на балкон. Берем поднос и на небольшой высоте от него начинаем выдувать пузыри среднего размера. Сильно маленькие пузыри будут моментально застывать и могут разбить о поднос. Большие могут треснуть, когда они ещё не затвердели.

Что наблюдаем? Результаты эксперимента:
Происходит образование корки льда, образую разные узоры на каждом пузыре. Каждый узор, также, как и снежинка, неповторим. Можем внимательно посмотреть на свои «хрустальные» шары и убедиться в этом.

Вопрос для обсуждения:
· Как ты думаешь вода в жидком состояние и твердом занимает один и тот же объем емкости или разный? Почему?



Эксперимент 5:
«Зубная паста для слона»
Время эксперимента: 15-20 минут.
· 1/2 стакана 6% перекиси водорода (6% раствор можно приобрести в магазинах косметики и парикмахерских);
*Обязательно работать в перчатках
· Сухих дрожжи – 1 столовая ложка;
· Теплая вода – 3 столовые ложки;
· Жидкость для мытья посуды – 20/15 мл;
· Пищевой краситель – на краю ложки;
· Бутылки разной формы (0,5 мл будет достаточно);
· Шприц – любого объема, лучше 25-30 мл (не обязательно);
· Высокая, узкая емкость (кружка, стакан) около 250 мл, прозрачная – 2 шт (вторую емкость можно взять непрозрачную);
· Воронка;
· Поднос\или глубокая чаша;
Индивидуальные средства защиты
Ход эксперимента:
1. Подготавливаем все необходимое и приступаем к эксперименту. Берем емкость, добавляем туда 3 столовых ложки теплой воды и дрожи. Хорошо перемешиваем до полного растворения. Нужно, что бы раствор отстоялся минут 10/15.
2. Отмеряем с помощью шприца 20 мл жидкости для мыться посуды, добавляем в пустую бутылку. Добавляем туда ½ стакана 6% перекиси водорода. На кончике ложки или несколько капель красителя также отправляются в бутылку. Всю систему хорошо перемешиваем.
3. Приступаем к самому эксперименту. Прошу обратить внимание на то, что в ходе реакции будет выделяться пена, она имеет высокую температуру! Её нельзя брать руками, пока не остынет!
4. Ставим бутылку с раствором перекиси на поднос, надеваем на неё воронку и резко добавляем первый раствор с дрожжами, после этого сразу убираем воронку. Раствор ни в коем случае не надо закрывать пробкой! Для большего выделения пены можно хорошо взболтать раствор после добавления раствора дрожжей к перекиси.

Что наблюдаем? Результаты эксперимента:
Из-за грибов, которые содержатся в дрожжах, перекись водорода сразу же начнет распадаться на элементы и выделит дополнительную молекулу кислорода. Дрожжи выступают в роли катализатора и вынуждают молекулу перекиси водорода высвободить молекулу кислорода. Она принимает форму газа и при соприкосновении с моющим средством образует мягкие пузырьки пены, а остальной объем не меняет форму и остается в виде воды. Газ ищет пути выхода, и тогда пенная “зубная паста” извергается из бутылки.

Вопрос для обсуждения:
· Из-за какого компонента пена становиться горячей?




Не удалять! Скругляет углы у галереи
Мы провели 5 экспериментов, которые позволили прикоснуться нам к миру химии и превратиться в настоящих учёны, пусть и не на длительно время!
Вопросы для обсуждения:
Повторим правила техники безопасности при работе с химическими реагентами и посудой.

А где ты ещё сталкивался с такими пузырьками в свое повседневной жизни?

Что бы стеклянный стакан не треснул, мы помещаем металлический предмет, чаще всего ложку, почему?

Почему горит огонь? Обоснуй!

Как ты думаешь вода в жидком состояние и твердом занимает один и тот же объем емкости или разный? Почему?

Из-за какого компонента пена становиться горячей?


Контакты
Методист:
Костюченко Тамара Георгиевна
https://vk.com/id249141719