«От древних автоматов до MBot: сборка робота в духе истории робототехники»
собираем робота
Вернуться на главную?
мастер-класс

Опыт прошлого

События
  • На территории Европы уже в Древней Греции значки также существовали в качестве знаков различия рода, воинства, социального статуса, и выпускались уже на государственном уровне. На одежду нашивались различные гербы и прочие символы.
  • Наряду с геральдическими значками в Англии и Франции в 12-м веке появились так называемые «пилигримные» значки, которые выпускались церковью для многочисленных паломников, посещавших святые места.
  • С 1970 г. по 1980 г. завод «Компонента» вышел на лидирующую позицию по изготовлению ситалловых значков. На этом заводе каждый месяц запускали в производство около двадцати четырех серий новых различных значков. За год тираж достигал 4 000 000 экземпляров.
  • В период с 1975 г. по 1982 г. лаборатория художника Б. Бурдыкина занималась разработкой значков с космической тематикой в рамках программы «Интеркосмос».
Из исторического архива
Полезные ссылки
Видео:
Документальный фильм «Механизмы Аль-Джазари» История гуманоидных роботов: от Леонардо да Винчи до Boston Dynamics
Иллюстрации:
Чертежи механического рыцаря Леонардо да Винчи Реконструкции автоматов Аль-Джазари
Статьи:
Сайты:
Сайт Музея истории компьютеров (Computer History Museum), раздел робототехники Онлайн-архив чертежей Леонардо да Винчи
Коллекция значков муниципалитетов Томской области
Вызовы настоящего
Технологии
  • Современные сервомоторы и датчики, пришедшие на смену механическим приводам.
  • Языки визуального программирования (например, Scratch-based), делающие создание алгоритмов доступным даже для детей.
  • Системы компьютерного зрения и ИИ для навигации роботов.
О чём мероприятие?
Представьте, что вы переноситесь из мастерской Леонардо да Винчи, где шестеренки и рычаги оживляли механического рыцаря, в современную робототехническую лабораторию. В ваших руках — не дерево и металл, а пластик, микроконтроллеры и датчики. Но цель та же — вдохнуть жизнь в механизм, заставить его думать и двигаться!
Наш мастер-класс — это мост между эпохами. Вы не просто соберете своего первого робота MBot, а проследите эволюцию мысли от древних автоматов до современных кибернетических систем. Вы узнаете, как принципы, открытые centuries ago, воплощаются в коде и схемах, и сами запрограммируете робота на выполнение первой миссии. Это уникальный шанс прикоснуться к живой истории технологий и почувствовать себя инженером будущего, который стоит на плечах гигантов прошлого.
Для кого образовательное мероприятие?
Вам интересно, как устроены умные машины? Вы хотите не только играть с гаджетами, но и понимать, как они работают, и создавать их сами? Тогда наш мастер-класс для вас!
Это погружение в мир робототехники от ее истоков до самых современных тенденций. Вы соберете и «оживите» собственного робота MBot, научив его следовать по линии или избегать препятствий. Это идеальное семейное мероприятие, где и дети, и взрослые могут открыть для себя магию инженерии и программирования, работая в одной команде.
Для работы вам понадобится:
  • Образовательный робот MBot (или аналог)
  • Ноутбук с установленной средой программирования (mBlock / Scratch)
  • Провод USB C для робота
  • Трасса для испытаний (например, линия на белом фоне)
Полезные материалы:
Ход работы:
1. Первый шаг
Знакомство с роботом
Распакуйте набор MBot.
Изучите основные компоненты: микроконтроллер, моторы, датчики (ультразвуковой, датчик линии), сервопривод.
2. Второй шаг
Базовая сборка
Если робот требует сборки, следуйте интуитивной инструкции, чтобы соединить шасси, колеса и установить датчики.
3. Третий шаг

Шаг 3: Установка связи
Подключите робота к ноутбуку via USB-кабель.
Запустите среду программирования mBlock и установите соединение с роботом.
4. Четвертый шаг

Первая программа — «Живой робот»
Используя визуальные блоки, соберите простейшую программу, которая заставляет глаза-светодиоды робота мигать, а корпус — издавать звук.
5. Пятый шаг
Программирование движения
Создайте программу, которая заставляет робота двигаться вперед, назад и поворачивать с помощью блоков управления моторами.
6. Шестой шаг
Добавление «интеллекта» — работа с датчиками
Запрограммируйте робота на остановку перед препятствием, используя данные ультразвукового датчика.
Или запрограммируйте его на движение по черной линии, используя датчик линии.
7. Седьмой шаг
Тестирование и отладка
Запустите робота на трассе. Наблюдайте за его поведением.
Если робот сходит с линии или не останавливается вовремя, вернитесь в программу и скорректируйте значения в блоках (например, порог срабатывания датчика).
8. Восьмой шаг
Финальный запуск и эксперимент**
Запустите итоговую версию программы.
Попробуйте усложнить трассу или задачу для своего робота!
Итоговый продукт
Результат мастер-класса — собранный и запрограммированный участниками робот MBot, способный автономно выполнять задание (например, следование по линии). Участники понимают базовые принципы робототехники и получают мотивацию для дальнейшего изучения программирования и инженерии.
Обсуждение результатов или рефлексия в кругу семьи
Мотивационная подводка:
Поздравляем! Вы только что прошли путь от мечтателей прошлого до создателей настоящего. Давайте обсудим, что у вас получилось и что вы чувствуете!
Форматы для проведения рефлексии:
Круг технологий
Соберитесь в круг и поделитесь: какая эпоха в истории робототехники поразила вас больше всего? Что было самым сложным в сборке и программировании?
  • Что было самым удивительным в истории робототехники?
  • Какую команду для робота было интереснее всего писать?
  • С какими неожиданными проблемами вы столкнулись при программировании и как их решили?
  • Где в нашей повседневной жизни мы уже встречаемся с роботами?
  • Какой робот вашей мечты? Опишите его.

Такой анализ поможет вашей семье не просто оценить прошедшее событие, но и создать импульс для новых общих дел, делая ваши отношения более прочными и открытыми.

Авторы
  • Жавнерович Георгий Викторович
    Автор
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Ларина Людмила Николаевна
    Продюсер
    Начальник научно-методического отдела
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Костюченко Тамара Георгиевна
    Методист
    Тьютор, методист АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Красовский Александр Владимирович
    Веб-дизайнер
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Жавнерович Георгий Викторович
    Автор
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Ларина Людмила Николаевна
    Продюсер
    Начальник научно-методического отдела
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Костюченко Тамара Георгиевна
    Методист
    Тьютор, методист АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»
  • Красовский Александр Владимирович
    Веб-дизайнер
    Педагог дополнительного образования
    АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»